Печать

 

(Самый известный татарин Франции)

 

Как Колумб открыл Америку, так Гарун Тазиев (1914-1998 гг.), большой ученый и гениальный популяризатор своих исследований, впервые открыл широким массам франкоговорящего мира природу вулканов. По его инициативе и с его участием был создан большой цикл научно-популярных фильмов, которые регулярно транслировались по французскому телевидению с конца 1940-х до 1992-х гг. Эти фильмы были настолько познавательны и интересны, что науки о земле (геология, вулканология и тектоника) были для огромной телеаудитории одной из больших и излюбленных научных тем в течение нескольких десятилетий. Один из его лучших фильмов «Встреча с дъяволом» собирал у экранов телевизоров миллионы телезрителей не только во Франции, но и во многих странах мира.

 

Для увеличения фотографий кликните по ним мышкой компьютера.

 

 

Гарун Тазиев стал вулканологом не сразу. Поначалу он начал путь ученого в качестве инженера-агронома, а затем продолжил его как геолог и горный инженер. Впоследствии, модель полевых исследований он перенес и в вулканологию, совершив в этой науке настоящую революцию. Проводить исследования в жерле действующего вулкана он считал прямой обязанностью вулканолога, стремящегося докопаться до истины. До него эти монстры изучались лишь на почтительном расстоянии.

Экспедиции Тазиева на десятки активных и извергающихся вулканов по всей планете, в том числе на Афарскую котловину в Восточной Африке (в этой котловине находится один из крупнейших вулканов, имеющий два лавовых озера) показали необходимость присутствия в таких поездках междисциплинарных специалистов. В течение сорока лет совместной работы с командой различных ученых Тазиев обосновал теорию «тектонических плит». Открытия многих физических и химических элементов вулканов, перманентных лавовых озер, функционирования подводных вулканических извержений и мн. др. положили основу его политике предотвращения крупных стихийных бедствий...

 

По материалам своих экспедиций Гарун Тазиев создал 48 короткометражных и полнометражных фильмов, стал автором 34 книг, научных трудов и монографий. На русский язык были переведены такие его научно-популярные книги, как «Кратеры в огне», «Вулканы», «Встречи с дьяволом», «Когда дрожит земля», «Запах серы», «Вода и пламень» и др.

У читателей и телеаудитории Тазиева всегда создавалось впечатление причастия к великому таинству земли благодаря непосредственному присутствию этого ученого в лоне активных вулканов и его увлекательнейшим комментариям с «места событий». Достоверная научная информация Тазиева о вулканической деятельности как о геологическом процессе, изменяющем облик земли, об исключительной роли вулканических газов в возникновении океанов, атмосферы, жизни на земле и под водой, а также ее эволюции, сделала современную вулканологию настоящим откровением для огромного колличества людей. Ранее, эта наука не была известна в Бельгии и практически забыта во Франции.

У Тазиева всегда была активная гражданская позиция. Сначала в качестве подпольщика, подрывника в движении Сопротивления против гитлеровской оккупации в Бельгии. Затем, в качестве госсекретаря, ответственного за предупреждение опасных природных явлений при социалистическом правительстве Франсуа Миттерана. Ко всему этому, он был хорошим спортсменом - альпинистом, спелеологом, регбистом, футболистом.

Сын Гаруна Тазиева — Фредерик Лавашри - в готовящейся к публикации книге об отце сообщает, что в 1936 году Тазиеву предложили участвовать от бельгийского университета в летних Олимпийсих играх в Берлине. Однако он отклонил свою кондидатуру по политическим убеждениям. На его решение повлияла, в том числе, и его мать, имевшая коммунистические взгляды. Не было никаких сомнений ехать в страну Гитлера!

 

          

 

Но надо было иметь не только активную гражданскую позицию, быть большим ученым, писателем, мастером документального кино и талантливым спортсменом, чтобы заслужить известность. Надо было быть харизматичным и далеко неординарным человеком, чтобы снискать особую любовь и уважение французов.

Популярность Тазиева во Франции можно было сравнить лишь с популярностью другого известного ученого океанолога Жак-Ив Кусто и аббата Пьера — создателя фонда для бедных «Эммаюс». Эти три очень известные персоны, жившие и работавшие практически в одно и то же время, не выбывали из ежегодного списка (из 50 человек) самых популярных людей Франции на протяжении многих лет. Двое из них - Жак-Ив Кусто и аббат Пьер - были коренными французами. А вот Гарун Тазиев имел российские корни, причем, татарского происхождения и, к тому же, княжеского рода. И об этом хотелось бы кое-что рассказать.

Гарун Тазиев родился 11 мая в 1914 году в Варшаве (часть Польши в то время была в составе царской России) в семье выходцев из Российской империи. В 1921 году Тазиев эмигрировал со своей матерью в Бельгию, где получил высшее образование, а в 1936 году - бельгийское гражданство. В 1953 году он поселился во Франции, где в 1971 году получил и французское гражданство.

Теперь о родителях Тазиева. По документально подтвержденной информации сына Гаруна Тазиева, а также Нели и Камиля Таджиевых, двоюродных племянников известного вулканолога, проживающих в Ташкенте, отцом Гаруна Тазиева был Сабир Тазиев, родившийся в Ташкенте в 1885 году. К сожалению, в Википедии помещена недостоверная информация об отчестве и месте рождения отца знаменитого вулканолога. Поэтому я считаю очень важным в этой публикации ссылаться на проверенные данные близких родственников этого ученого.

 

       

 

На двух фотографиях слева направо — отец известного вулканолога Сабир Тазиев, играющий в шахматы. Конверт с этой фотографией Сабира Тазиева был послан Гаруну Тазиеву его двоюродным братом Махмудом Таджиевым, проживавшим в Самарканде. На фотографии 1902 года, в окружении родственников, юный Сабир Тазиев в лежачем положении справа налево.

Как сообщили ташкентские родственники вулканолога, Сабир Тазиев происходил из старинного княжеского татарского рода Дашкиных, насчитывающего более 400 лет. Раньше дворяне обязаны были служить в царской армии за закрепленные за ними земли. Два брата Сайфетдин и Шамсутдин Дашкины, во избежание воинской службы в царской армии, перебрались в регион Средней Азии из деревни Дашки Краснослободского уезда Пензенской области.

В интернете на форуме со списком поколений рода Дашкиных пока фигурирует имя лишь одного из братьев - это Шамсутдин. Неля и Камиль Таджиевы сообщили, что к их отцу, который был правнуком Сайфетдина Дашкина, не раз обращались с вопросами о совместных предках потомки Шамсутдина Дашкина. Отец Таджиевых, профессор Политехнического института в Ташкенте, в годы своей жизни даже составил родословную. Но времена были сложные, приходилось скрывать принадлежность к княжескому роду. Поэтому о сохранности документов, подтвреждающих это, тогда даже не было и речи.

Родословная, предоставленная Таджиевыми, информирует, что у Сайфетдина Дашкина (1800 г.р.) родился сын Таджедин бен Сайфетдин Сайфетдинов (1828(36) – 1898 гг.). В свою очередь, у его сына Таджедина, в браке с Газизой (1846- 1904 гг.) - дочери Карима из Казанской губернии (деревня Шиншинар), родился сын Сабир. Впоследствии, Сабир Тазиев взял фамилию по имени своего отца Таджедина.

Знаменитый вулканолог Гарун Тазиев, внук Сайфетдина Дашкина, знал о своем происхождении из татарского княжеского рода и помнил о своем родстве. В последние годы своей жизни он посетил Узбекистан, чтобы побывать на родине своего отца и встретиться со своими родственниками, в большинстве своем проживавшим в Самарканде и Самаркандской области. После этой поездки он создал многосерийный телевизионный фильм «Возвращение в Самарканд».

Вполне вероятно, что жена Сабира Тазиева - Зенита Клупт — также имеет татарские корни, но лишь по линии своего отца. Об этом говорят два факта. Во- первых, ее отца звали Ильяс, что подтверждается бельгийскими документами. По данным сына Гаруна Тазиева, сестру Ильяса звали Лола, а сестру Зениты - Асия. Это типичные татарские имена того времени. В одном из документов Зенита указывает, что ее отец родился в Польше. Известно, что первые поселенцы и выходцы татарского происхождения из Золотой Орды стали селиться в Польше в конце XIV века...

 Во-вторых, литератор Зинаида Шаховская в своей статье «В поисках Набокова» пишет следующее: «... над переводами стихов потрудились, кроме Роберта Вивье и его жены (русской татарки, матери известного теперь вулканолога Гаруна Тазиева), а по подстрочникам и другие бельгийские поэты, да двое русских - В. и я. ». Судя по этому отрывку, мать Гаруна Тазиева вышла замуж во второй раз через некоторое время после гибели во время войны 1914 года ее первого мужа - Сабира Тазиева, врача по профессии.

Скорее всего Сабир не видел своего новорожденного сына. К сожалению, он погиб примерно через четыре месяца после его рождения. Ниже по трем фотографиям, на которых изображена мать вулканолога Зенита со своим единственным сыном, а также со своим первым мужем, видно, что снимки были сделаны в разное время. Об этом можно судить по одежде и прическе матери вулканолога.

 

Ташкентские родственники вулканолога сообщили об одном печальном случае в их роду, произошедшим сразу же после смерти Сабира. Его старший брат Гарай Тазиев (1865г.р.) (см. выше на семейной фотографии он стоит в верхнем ряду слева направо третий) застрелился, узнав из газет о гибели младшего брата Сабира. Это произошло в Баку...

Документальный материал в виде фотографий и др. документов, доселе неизвестный широкой общественности, теперь расставляет точки над «i», а именно, проясняет происхождение большого франко-бельгийского ученого Гаруна Тазиева, внесшего огромный вклад в развитие и популяризацию науки о вулканологии. В очередной раз мы видим, как лучшие представители татарского народа обогащают своим трудом и талантом цивилизации и культуры других народов...

По мнению Фредерика Лавашри, его отец сделал немало крупных открытий на грани жизни и смерти под градом вулканических бомб и в атмосфере вулканических газов. Одной из его лабораторий был постоянно действующий стратовулкан Этна, ныне включенный в список всемирного наследия Юнеско. Фредерик Лавашри считает, что научное наследие его отца пока еще недостаточно изучено и ждет своего очередного мирового признания.

А татарам, живущим во Франции, предлагаю провести небольшой эксперимент. Если в этой стране кто-то поинтересуется о вашем происхождении, скажите, что вы одной и той же национальности как и Гарун Тазиев. И вы обнаружите, что это имя известно многим и многим. По крайней мере тем, кому уже за пятьдесят.

 

Инера Сафаргалиева